Первые жители Занзибара переселились на его острова с континента. Произошло это более двух тысяч лет назад. Языком этих народов был банту.
Интересно, что арабы вели с ними торговлю еще в первом веке нашей эры — по крайней мере, об этом свидетельствует заслуживающий доверия письменный источник, «Плавание по Эритрейскому морю». Это руководство для моряков было написано в 60 году н.э, но автор его неизвестен, мы знаем только, что это был грек.

 


рекомендуем надежный ремонт

Из того же источника явствует, что греки называли современный Занзибар Меносиасом.
Известное же нам название дали острову арабы. Они называли его «землей черных» или «Зиндж-эль-Барр». Со временем оно превратилось в уже известное нам. Интересно, что арабы именовали так не только архипелаг, как современные географы, но и побережье, которое к нему прилегало.
Известно, что первым из арабов употребил слово «занж», ученый, астроном аль-Фазари, Так он еще в 780 году называл народы, проживающие у берегов Восточной Африки, которые омываются Индийским океаном. Этих чернокожих считали людоедами, пока на острова не пришли арабы.
Спустя несколько веков на эти берега пришли персы. Это тоже были торговцы, однако они не только вели свои дела, но и селились здесь — на островах Пемба и Унгуджа (предположительно) и на самом континенте.
Развивавшиеся несколько веков торговые отношения стали особенно активными в 13-15 веках н.э, превратив Занзибар в торговое государство, которое поставляло в Индию и Азию не только золоте, дерево и слоновую кость, но и рабов.
Тогда же Занзибар стал исламским — торговцы именно этого вероисповедания везли на острова текстильные изделия, стекло и специи.

Однако уже к 18 веку Занзибар приходит в упадок — этому поспособствовали португальцы, пришедшие на «черную землю». Но и они властвовали недолго — сначала построенные завоевателями крепости захватили арабы из Омана, а после англичане. Последние использовали один из островов, Унгуджа, в качестве базы на пути в свою Индию
Оттого, верное, и называлась столица Занзибара на английский манер — Стоунтаун, хотя место для ее строительства выбирал местный султан, непременно желавший видеть главный город стоящим в глубокой гавани. Впрочем, это уже 19 век — 1831 год. Город, как явствует из названия, был выстроен из камня на месте рыбацкого поселения. На его возведение было потрачено 15 лет.
Английское название, но арабская архитектура — его улочки извилисты, мечети — многочисленны, а дома тесны. В этом городе сложно не потеряться. И даже современный Стоунтаун такой, что кажется, что дома не ремонтировались с момента своей постройки, то есть лет сто как минимум.
Однако англичане все же оставили в столице Занзибара свой архитектурный след. Одно из самых ее примечательных зданий — это Дом чудес, который выстроен в викторианском стиле. Строил Бейт- эль-Аджаиб шотландец, выполнявший заказ самого султана Баргаша, спустя тринадцать лет после завершения строительства, в 1896-м Это прекрасное здание высотой в три этажа стало жертвой английских бомбардировок. Британцы таким образом выражали свое недовольство сменой правителя — на трон султана Занзибара после смерти своего предшественника сел Халид бин Баргаш. Однако он был правителем очень недолго, через 45 минут после начала войны сдавшись победителям. Его преемник,
султан — Хамоуд, правил 11 лет и на протяжении этого времени использовал Дом чудес как резиденцию. Уже в начале 20 века здание стало местом, где проводились заседания занзибарского правительства.

До Бейт-эль-Аджаиба в Занзибаре не было зданий с лифтом, водопроводом и электричеством. В настоящее время его используют для выставок и вечеринок — правительство перенесло свои заседания в другое место. Однако есть планы все же использовать это уникальное строение более разумно и обустроить там музей цивилизации суахили в целом и истории государства в частности.
И действительно — ведь когда-то Занзибар был богатейшей страной, прославленной настолько, что оманское правительство во главе в султаном переехало сюда из Персидского залива.
Первые плантации гвоздики на этих берегах появились в 1810 году на уже упоминавшихся островах (Пемба и Унгуджа). Эта специя была завезена в Занзибар из Индонезии. А уже через пятьдесят лет государство становится самым крупным поставщиком этой специи в мире. Во многом этому способствует использование рабского — в прямом смысле — труда, ведь на плантациях трудились люди, которых захватывали не только в Восточной, но и в Центральной Африке. Число ежегодно завозимых В Занзибар рабов в те времена достигало 50 тысяч. И лишь малая часть перепродавалась — голландцам в Восточную Индию, а также на Реюньон и Маврикий. Остальные оставались возделывать плантации гвоздики.
Вообще, рабами в Африке торговали всегда, но арабы, которым нужно было много бесплатной силы, способствовали ее наибольшему расцвету. Дело в том, что по Корану запрещено использовать в качестве рабов единоверцев, так что они эксплуатировали чернокожие народы. Не гнушались рабами и европейцы, в частности, французы, которые использовали их труд даже в 18 веке.
Изначально основным источником рабской силы для арабов было побережье, откуда захваченные люди уплывали не только в Персию и Аравию, но и на индийские острова.

В этом, а также следующем веке рабы стали прибывать из Конго и Малави, а к концу 189 века Занзибар становится центром работорговли всей Восточной Африки. Количество рабов, которые проходили через его невольничьи рынки, поражает — не менее 10 тысяч (приблизительно до 30) в год. Подсчеты утверждают, что за 43 года (пока в 1873 году работорговля не была запрещена официально) торговцы продали около 600 тысяч рабов.
Однако даже после запрета живой товар некоторое время поставлялся в страну, уже нелегально. Корабли торговцев становились предметом охоты британцев, которые освобождали рабов из их трюмов.
В 1890 году в Танзании была захвачена последняя рабыня. Звали ее Мария Эрнестина. Девочка вскоре была освобождена в Багамойо и передана немцам-католикам, однако сбежала из миссии и вернулась туда, где была конфискована. Там она и дожила до преклонных лет.
По статистике, больше всего рабов в процентном соотношении было продано в Персию, Аравию и индию — 23, 3% от общего числа или 347 000 человек, 18, 6% рабов ушло в Восточную Африку и всего 6, 4% - на острова Маврикий и Реюньон.
Больше всего рабов было занято на плантациях восточноафриканского побережья - 769 000 (или 51,7%)
В 1822 году запретили работорговлю на островах, принадлежащих Франции. А англичанам разрешили досматривать прибывающие в эту область суда.

рекомендуем надежный ремонт
Спустя 23 года была прекращена работорговля между Оманом и Занзибаром, а уже в 1860 году основана католическая миссия, ставшая первой на этом побережье. С этой же датой приблизительно связан и начало полного запрета торговли рабами, который был подкреплен официальными соглашениями оманского султана и Британской империи. Говорят, что заключить такое соглашение султана вынудили — в обмен на поддержку со стороны Англии.
Полностью невольничьи рынки были закрыты лишь к 1873 году, тогда же за сутки закрыт и главный занзибарский рынок, на месте которого позже была построена англиканская церковь. Однако работорговля продолжалась нелегально в окончательно прекратилась лишь в 20 веке.
Начало антирабовладельческого движения совпало с проявлением британцами интереса к Занзибару. Они давили на арабов, требуя прекратить торговлю людьми, еще с 18 века, ведь в Британии работорговлю запретили еще в 1772 году. Однако добиться своего англичанам удалось только сто лет спустя.
Приблизительно тогда же над страной, только ставшей независимой от Омана, был установлен протекторат Британии. По-настоящему независимым Занзибар был всего месяц — в 1963 году. Уже весной 1964 года она вошла в состав республики Танзания.
Революция в стране была кровавой — только на уничтожили более 10 тысяч арабов. Но кровопролитие надо было остановить — и это сделали весьма оригинальным способом.
Чернокожих юношей и арабских девушек выстраивали в шеренги лицом друг к другу. Путем бросания камешка молодой человек указывал понравившуюся девушку, которую насильственным образом отдавали ему в жены. Так был прекращен межэтнический конфликт — хотя между арабами и чернокожими и были пролиты реки крови, кровь в жилах их детей была уже общей.
Примирение Занзибара и Танганьики же было более долгим и более кровопролитным. В принципе, оно продолжается до сих пор, хотя и стало менее острым, так как усилия президентов в данном вопросе имели лишь переменный успех. Даже сегодня Занзибар имеет некоторую независимость, хотя официально и является частью Танзании. Де факто же страна имеет собственного президента и отдельное правительство.

Европейские миссионеры и исследователи имели в Занзибаре свое пристанище. Сейчас его называют дом Ливингстона, потому что именно здесь исследователь остановился перед последней своей экспедицией. Расположен он чуть севернее Стоунтауна. Позже дом стал собственностью индуистов, а в 1947 году — правительства. Тогда планировалось, что в нем расположат лабораторию для научных изысканий, однако ныне в здании располагается туристическая корпорация государства.
Дэвид Ливингстон, упоминавшийся выше, был одним из самых знаменитых исследователей черного континента. Именно он открыл водопад Виктория и множество озер. В общей сложности он посвятил Африке 33 года своей жизни с тех пор, как 27-летним юношей выехал из Лондона, чтобы основывать в Восточной Африке миссионерские сообщества. Но этой цели он так и не достиг, зато занялся более важным делом — исследованием целого континента. Особое внимание он уделял его водным артериям.
Однако крупная неудача подкосила исследователя. Дело было так. Снарядив очередную экспедицию для исследования Замбези на деньги правительства Британии, Ливингстон решил сократить путь.. И не обнаружил Кебрабрасских порогов, хотя они занимали огромное расстояние — целых 64 километра. Ливингстон был так расстроен, что перестал подавать какие-либо признаки жизни, просто уединившись где-то в месте, о котором никто не знал.
Мировая общественность была взволнована происшествием, а издатель газеты «Нью-Йорк Геральд» Гордон Беннет увидел в поисках знаменитого исследователя сенсацию. В 1868 году на поиски Ливингстона был отправлен пытливый Генри Мортон Стэнли. Это человек собрал участников экспедиции и отправился покорять Занзибар. Как известно, он нашел того, кого искал и поприветствовал его простыми словами, которые впоследствии стали частью истории: «Доктор Ливингстон, я полагаю?..»
Сердце доктора Ливингстона выбрало Африку и там и осталось — было похоронено неподалеку от селения Уджиджи, где исследователь и завершил свой жизненный путь. А вот тело его еще долго путешествовало: африканцы лишь наполовину смогли выполнить завещание покойного, который желал быть похороненным на земле, которой отдал более половины своей жизни. Они похоронили в Африке его сердце, а останки забальзамировали и отнесли к морю. Этот скорбный путь занял у них целых 9 месяцев. По воде тело, хранившееся в гробу из коры, переправили в Занзибар, а оттуда в Англию. Там прах знаменитого ученого нашел последний приют в стенах Вестминстерского аббатства...
жители Занзибара гордятся и почитают своей кормилицей известное растение — кокосовую пальму. Даже те, кто ничего не знает о сельском хозяйстве и никогда не слышал о плантациях гвоздики, знает, как обустроить крышу жилища с помощью пальмовых листьев, а уж уворачиваться от падающих кокосов занзибарцы учатся раньше, чем разговаривать.
Впрочем, нельзя сказать, что такое падение происходит часто — не настолько много здесь пальм, так что каждое дерево тщательнейшим образом оберегается. И уж конечно, никто не рубит деревья — это почти преступление, ведь с 50 пальм кормится небольшая деревня (до четырех хижин).
Чтобы добыть плоды, никто не ждет их падения — каждяе полгода (приблизительно время созревания орехов), за ними лезет вооружившийся ножом взрослый мужчина. Он отправляется в путешествие до самой вершины дерева, чтобы принести в свою деревню сочный плод. Поедание его сродни обряду — обычно это происходит вечером, когда хозяйки приготовят рыбу и все рассядутся вокруг костра.
Ножом отрубается верхушка и все по очереди пьют сок, а потом вытаскивают руками белую сочную мякоть добытого пальмового плода и тут же ее съедают.

рекомендуем надежный ремонт