Еще до того как на картах Российской Империи поя­вился безуездный город Ново-Николаевск, здесь находился Новониколаевский поселок, жители которого остро нуждались в создании кладбища. На строительстве железнодорожного моста через Обь в тяжелых условиях трудилось большое количество людей. В 1895 г. в поселке проживало около пяти тысяч человек, и некоторые из них, случалось, естественным образом отходили в мир иной. Стоит отметить, что не только старость, болезни и тяже­лый труд уносили жизни местных обитателей. В 1912 г. Н.П. Литвинов, написавший первую историю Новонико- лаевска, отмечал, что в начальную пору существования поселка здесь сильно распространились карточные игры и пьянство, а потому грабежи и убийства, с которыми малочисленная полиция тех лет не могла справиться, «не заставили себя ждать».

рекомендуем техцентр

С.В. Чернышов, живший в Ново- николаевске с 1900 г., объяснял в своих мемуарах крими- ногенность обстановки тем фактом, что «на строительс­тво железной дороги прибыло много пришлого народа, часть которого не отличалась благонравием». По словам С.В. Чернышова, «убийства и грабежи совершались очень часто, в городе возникали целые банды»; кроме того, «драки парней на улице были очень частым явлением, иногда, бывало, дело доходило до смертоубийства».

И если отсутствие тротуаров, мощеных улиц, водопро­вода, приемных покоев в больницах и прочих элементов городской инфраструктуры было всего лишь неудобным, то жить без кладбища было просто невозможно. Среди мостостроителей было значительное количество крестьян, прибывших из соседних деревень и сел, прежде всего из Большого Кривощеково. Поэтому первых умерших жители Александровского (позже Новониколаевского) поселка пре­давали земле преимущественно на сельском кладбище этого и других окрестных населенных пунктов. Похоронной про­цессии обычно приходилось по воде переплавляться на левый берег Оби. Конечно, погребение крестьян в родном селе соответствовало народной традиции и облегчало уход родственников за могилами. Однако многие мостостроители перебрались в поселок со своими семьями, в Новониколаев­ском даже появилась улица Кривощековская, которая сущес­твует и сегодня. Кроме того, имели место и существенные неудобства в использовании этого кладбища. Весной из-за таяния снегов начинался период бездорожья, и на левый берег Оби с правого было, по словам обывателей, «совер­шенно невозможно добраться». По санитарно-гигиеничес­ким причинам похороны нельзя переносить, дожидаясь установления дорог. Однако откладывать погребение умер­ших в период распутицы, по всей видимости, приходилось. Поэтому в 1895 г. жители поселка составили приговор, адре­сованный управляющему Кабинетом Его Императорского Величества, в котором просили об отводе земельного участка под поселковое кладбище на правом берегу Оби. Одновре­менно жители просили разрешения у духовной канцелярии на строительство храма во имя Святого Благоверного Вели­кого князя Александра Невского, а также ходатайствовали о выделении материальных средств на строительство. В это время Николаем II был учрежден Фонд имени императора Александра III, средства которого шли на строительство церквей в городах, располагавшихся по линии Сибирской железной дороги. Поэтому вскоре поселок безвозмездно получил участок земли под церковь, деньги на строитель­ство храма и землю под кладбище. Таким образом, датой основания первого новониколаевского кладбища можно считать 1896 год. К середине года в поселке уже проживало около 8600 человек, а значит, потребность в кладбище про­явилась еще сильнее. Сведения об отводе земли под создание первого новониколаевского кладбища и сегодня можно найти среди документов фонда Кабинета Его Величества, который находится в Российском государственном истори­ческом архиве Санкт-Петербурга.

Стоит высказать предположение о наличии захоро­нений в поселке до официального получения земли под кладбище. Вполне возможно, где-то за пределами жилых кварталов Новониколаевского хоронили умерших и до 1896 г. Однако документальных подтверждений этой вер­сии пока не обнаружено.

Заметим, на плане поселка Новониколаевского, состав­ленном в том же 1896 г. чертежниками А. Васно и В. Таповс- ким, кладбище не обозначено. На месте будущего кладбища изображены незастроенные кварталы. По всей видимости, проектировщики не ожидали, что город будет разрастаться и застраиваться очень быстро, а кладбище, место под кото­рое выделялось за пределами поселковой застройки, уже скоро окажется практически в центре города.

Появление таких важных объектов городской среды, как первый каменный храм и кладбище, свидетельствует о том, что недавно прибывшие на стройку рабочие, пересе­ленцы и предприниматели не собирались покидать поселок и после окончания строительных работ. Важно, что выде­ленных на строительство собора государством средств не хватило, поэтому достраивался он на народные деньги. Из документов заметно, что жители поселка гордились своим новым собором. В отчетном письме в Духовную Канцеля­рию с воодушевлением говорилась, что «храм — это первое здание, которое представляется взорам путешественников при входе в так называемую Среднюю Сибирь». Вместе с такой важной достопримечательностью, как собор Алек­сандра Невского, у будущего города появлялось и первое место памяти, где покоился прах основателей поселка, среди которых было немало строителей моста и членов их семей. Возраст населенного пункта был всего лишь 3 года, но у поселка уже возникала история, у местного населения скла­дывалась локальная идентичность и общая историческая память. Показательно, что 29 октября 1900 года в пределах ограды собора Александра Невского был похоронен 43-лет­ний инженер путей сообщения, начальник 9 участка Сибир­ской железной дороги Николай Михайлович Тихомиров, который считается одним из отцов-основателей Новоси­бирска. После окончания работ по строительству моста он стал во главе строительства собора Александра Невского. По воспоминаниям супруги Марии Ананьевны Тихомиро­вой, Николай Михайлович вдохновенно отдавался труду, лично перепроверял качество проделанной строителями работы — как говорится, вкладывал в работу всю душу. Освящение храма состоялось 29 декабря 1899 г. А менее чем через год Тихомирова не стало. Известно, что тело инженера провожала в последний путь огромная толпа поселян, о чем свидетельствуют фотодокументы. В лице дворянского сына Тихомирова у поселка появился свой местный герой, могила которого находилась не просто на всеобщем обоз­рении, а в святом месте. Традиционно в церковной ограде хоронили либо священнослужителей, либо людей, имевших особенные заслуги перед городом. Таким образом, место­нахождение захоронения инженера подчеркивало важный вклад этого человека в «великое дело» — основание насе­ленного пункта, которому уготовано большое будущее. По всей видимости, современники Тихомирова считали его не только героем местной истории, но и героем имперского масштаба. Тихомиров активно участвовал в строительстве Транссибирской магистрали, возведение которой прослав­ляло царствования Александра III и Николая II, считалось и до сих пор считается одним из важнейших достижений экономического развития России на рубеже веков.

Но вернемся к повествованию об «упокоище», кото­рое неизбежно росло вместе с молодым поселком. Первое кладбище со временем стали называть «Старым городским кладбищем», в прессе также встречается название «Цент­ральное». Оно находилось там, где сейчас располагается

Центральный парк культуры и отдыха и стадион «Спартак». Первый, известный современным краеведам план города Новониколаевска был составлен в 1906 г. В 1903 г. Ново- николаевск стал безуездным городом Томской губернии с упрощенным городским управлением. Старое кладбище уже четко обозначено на плане 1906 г. Оно состояло из двух неравных по размеру частей, которые были разделены Вагановской улицей (ныне ул. Фрунзе). Большая прямо­угольная часть кладбища уже была окружена с трех сторон застроенными кварталами. С южной стороны кладбище ограничивалось улицей Ядринцевской, с запада — Алек­сандровской (ныне ул. Мичурина), с востока — Каменской. В непосредственной близости к кладбищу жили также обитатели уже застроенных Журинской, Гуляевской (ныне ул. Романова) и Потанинской улиц. По плану 1906 г. вто­рая, трапециевидная часть кладбища, располагавшаяся с севера от Вагановской улицы (дороги), находилась еще за пределами городской застройки. Однако, судя по этому же плану, предполагалась дальнейшая застройка жилых квар­талов за кладбищем. Эти кварталы позже стали называть «Ипподромской частью», поскольку основной достоприме­чательностью этой части Новониколаевска являлся иппод­ром. План застройки был вскоре реализован, и Старое клад­бище оказалось практически в центре Новониколаевска.