Но главным, основным в сочинениях этого года были размышления о человеке, обществе, человеческих ценностях, пусть слово «ценность» прозвучало лишь в од­ной работе. Об этом — в 87% сочинений. «Сейчас главным стало не какой человек, а модель его телефона и марка одежды.» Из многих затронутых проблем я останов­люсь только на трех.

 

Самое бальное для авторов сочинений — равнодушие человека к другому чело­веку. «Фраза “это не мое дело” слишком прочно вошла в обиход современного чело­века.» «Лично меня волнует равнодушие человека ко всему, что не касается его лич­но.» «Человек перестает чувствовать чужое горе, сопереживать ему.» «Иногда вижу на улицах бездомных, и мне становится стыдно за то, что я иду по улице счастливая, одетая и накормленная, а кто-то в это время гибнет, голодает, дрожит от холода.» «С каждым годом в приютах появляется все больше детей. Я знаю об этом, потому что моя мама помогает одному детскому дому в городе Владимире. Я была там два раза, и больше желания ехать нет (слезы невольно подступали к глазам).»

Очень много о курении, алкоголе, отношении полов. Но все это я сейчас про­пускаю.

Причину деформации в нашей жизни многие видят во всевластии денег.

«Одна из проблем, которая меня волнует, — это, как мне кажется, одна из глав­ных в современной жизни, — зарабатывание денег. Никуда от этого не денешься. Другое дело, что они достаются большим трудом. Главная мысль современного че­ловека — это побольше зарабатывать. Люди в потоке бегут за наживой. При этом забывают о семье, моральных ценностях, о любви и самой жизни.»

Впервые в моей жизни в сочинении писали об образовании. Об этом — 42,5%. «Образование стало дорогим.» «Образование стало очень дорогим удовольствием, уменьшая шансы пробиться действительно умным людям.» «Сейчас каждый может поступить в свой университет, пусть у него дайсе на интеллектуальном уровне план­ка ниже пятиклассника, но ему все под силу, потому что у него есть деньги.»

И еще. Сочинение писали 5 сентября. В конце года впервые будут сдавать ЕГЭ. «Волнует сдача ЕГЭ.» «Меня пугает эта неопределенность.» «Я очень боюсь этого эк­замена.»

Еще раз напомню, что, когда я писал об отношении своих учеников к «Преступ­лению и наказанию», я использовал сочинения 1998 и 2002 годов.

А теперь вернемся к социологическому исследованию 2007 года. Напомню, что в нем речь идет о юных москвичах. Это огромное по объему и масштабу исследование. А я сейчас использую колонку главного редактора «Учительской газеты» П.Г. Поло- жевца.

«6 том, что выпускники школы должны быть настроены на успехи, не говорит сегодня только ленивый человек. Успешность в жизни тр главная целевая установ­ка. Московские ребята тоже хотят быть успешными. Добиться успеха, на их взгляд, им помогут “связи, знакомства, поддержка влиятельных лиц”, качественное образо­вание и трудолюбие.»

Чем выше достаток в семье, тем меньшее значение для подростка имеет каче­ственное образование. Дети из богатых семей на первое место для достижения ус­пеха ставят Связи и знакомства. У детей из бедных семей все наоборот; на первом месте качественное образование и трудолюбие, затем связи и знакомства.

30% опрошенных выпускников считают, что «ради решения важных личных проблем можно пренебречь приличиями, нравственными нормами». И еще треть затрудняется ответить, согласны они с этим утверждением или нет. Каждый третий уклоняется от ответа на вопрос, как вы оцениваете «правило»: делать лишь то, что сулит личную выгоду, а 14% однозначно ответили, что они и будут делать это.»

Прошло десять лет. И жатва посеянного успешно продолжается. В солидном пе­дагогическом журнале читаю рекламу книги «Успех. Примерная общеобразователь­ная программа, направленная на развитие базовой культуры, физических и личност­ных качеств ребенка, обеспечивающих его социальную успешность». Это программа дошкольного образования. Но что такое социальная успешность в детском саду? Хотя к нам в школу, в первый класс не раз приводили детей, принося при этом портфшшо