Этель Лилиан Войнич – известная английская писательница и композитор.
Она родилась 11 мая 1864 года в Ирландии, графстве Корк. Ее отцом был английский учёный Джордж Буль, профессор математики, имя которого за научные достижения занесено в Британскую энциклопедию. Джордж Буль умер спустя полгода после рождения дочери.
Мать Этель, в девичестве Мери Эверест, была дочерью профессора греческого языка. В честь Джорджа Эвереста, дяди Мери, названа самая высокая из горных вершин Гималаев.


После смерти супруга Мери Буль пришлось нелегко. Она в одиночестве растила пятерых дочерей, Этель была самой младшей из них. Мери зарабатывала на жизнь уроками математики, занималась написанием статей для газет и журналов. По достижению восьми лет девочка тяжело заболела. Поскольку мать не могла обеспечивать дочери необходимый уход, то увезла ее к брату покойного мужа, который был суровым и глубоко религиозным человеком, до фанатизма соблюдал пуританские традиции в вопросе воспитания детей.
После получения небольшого наследства Этель в 1882 году оканчивает консерваторию в Берлине, однако из-за болезни руки не может дальше заниматься музыкой. Параллельно с обучением в консерватории Этель посещает курс лекций, посвященных славяноведению, проводимых в Берлинском университете.
По прибытию в Лондон Этель знакомится с политическими эмигрантами, среди них были польские и русские революционеры. В 1886 году она знакомится с писателем Сергеем Кравчинским, известным под псевдонимом Степняк, который являлся одним из самых радикально настроенных русских революционеров, был участником партии «Земля и Воля», автор книги "Подпольная Россия". Их знакомство сподвигло Этель на поездку в Россию с целью увидеть борьбу с самодержавием своими глазами.
Степняк научил Этель русскому языку. Весной 1887 года Войнич уезжает в Россию, на руках у нее адрес сестер жены Степняка в Петербурге. Там Этель приблизилась вплотную к революционной среде. Она пробыла на территории России около двух лет, жила в качестве гувернантки в имении представителя высшего чина при царском дворе, много беседовала с литераторами. Уже тогда она осознала, что ее жизнь неразрывно связана с Россией тесными узами.
Весной 1889 года Этель Лилиан вернулась на родину. Своими впечатлениями о великой самобытной стране, своим восхищением от мужества русских революционных деятелей она поделилась со Степняком. Именно он порекомендовал Этель попробовать себя в написании книг.
Последовав совету Степняка, Э. Л. Войнич приступила к написанию своего первого произведения – романа "Овод" в 1889 году. Написание книги заняло около шести лет. Параллельно Этель усердно занималась переводами произведений литературы с русского на английский язык. Также Войнич изучала украинский, польский языки для того, чтобы иметь возможность читать интересующие ее произведения в подлиннике. В 1893 году в Лондоне была издана книга рассказов В.М.Гаршина в переводе Э.Л.Войнич. Эта книга была ее дебютом в литературе.
В 1890 году в доме Степняка происходит встреча Этель со своим будущим супругом – Михаилом Вильфридом Войничем, поляком- революционером. После полутора лет, проведенных в заточении в Александровской цитадели, Михаил был отправлен в ссылку в Сибирь, уже оттуда он перебрался в Англию. Здесь он стал ближайшим соратником Степняка и одним из основателей Фонда Вольной Русской Прессы, целью которого было печатание и распространение революционной литературы. Михаил заведовал книжным складом Фонда, а также занимался всеми организационными моментами. С этого склада происходила отправка в Россию произведений Чернышевского, Герцена, Плеханова, сочинений декабристов, произведений Салтыкова-Щедрина, изданий «Народной воли», переведенных на русский язык трудов Маркса, Энгельса. Этель Войнич сама изучала эти материалы и активно содействовала их отправке в Россию.
Пожалуй, самым знаменитым и ярким произведением Этель Лилиан Войнич заслуженно является роман «Овод». Прообразом главного героя послужил ближайший друг писательницы – Сергей Степняк-Кравчинский. Участие писательницы в революционном движении, активное взаимодействие с политическими эмигрантами, выходцами из России — все это повлияло на формирование мировоззрения Этель в период написания романа «Овод».
В творчестве писательницы заметно оказанное на нее воздействие русской литературы. Так, очевидно влияние произведений Ф.М.Достоевского на роман «Овод».
В романе Этель Войнич описаны участники подпольной итальянской организации «Молодая Италия» периода тридцатых-сороковых годов 19 века. После разгрома армии Наполеона Италия раскололась на несколько обособленных государств и находилась под контролем австрийских войск. Римский папа, как глава католической церкви, откровенно поддерживал австрийских агрессоров.
Все осознавали необходимость скорейшего объединения страны в одно целое, шла ожесточенная борьба за независимость Италии.
В 1831 году возникла партия «Молодая Италия». Ее основателем был Джузеппе Мадзини, итальянский революционер, изгнанный со свой родины. Членами партии являлись представители итальянской интеллигенции. Невзирая на постоянные преследования и гонения полицией, роль «Молодой Италии» в борьбе итальянцев за объединение страны неоценима.
Действия, описанные в романе «Овод», берут свое начало в 1833 году. Италию в то время будоражили многочисленные вооруженные восстания. С одобрения местных властей австрийская полиция жестоко их подавляла. Накануне 1848 года волна революции охватила не только Италию, но и всю Западную Европу. Папа римский в 1846 году предпринимает ряд либеральных реформ, чтобы создать видимость поддержки требований народа.
В романе показаны противоречия внутри партии «Молодая Италия». Тогда как наиболее активисты партии занимались разоблачением угнетателей и борьбой с ними, другие ограничиваются лишь безрезультатными разговорами и просьбами.
Роман «Овод» не претендует на звание исторического произведения. Основной упор Э. Л. Войнич делала на то, чтобы всесторонне показать читателю героический характер революционера.
Главный герой романа «Овод», Артур Бертон, посвящает свою жизнь битве за независимость и целостность Италии. Девиз партии «Молодая Италия», членом которой он становится, звучал следующим образом: «Во имя бога и народа, ныне и во веки веков!». Овод придерживается этой идеологии до того момента, пока наконец не осознает, что религия в Италии на стороне захватчиков.
Отныне он борется с представителями религии всеми доступными способами. Он откровенно насмехается над служителями церкви в язвительных памфлетах, отказывается от сделок с церковью, несмотря на угрозу смерти.
Особенностью данного произведения является то, что хотя Овод и является главным персонажем романа, автор не дает описание всей его жизни. В первой части «Овода» охватывается период протяженностью менее года в жизни главного героя, две последующие части в совокупности отражают период его жизни длительностью меньше года. Овод в романе показан нам в наиболее критичные моменты своей жизни.
При том, что Овод активно участвовал в революционных восстаниях, он не показан нам в роли бойца. Основная его роль в идейной борьбе. Даже в тюрьме герой остается верен себе, своим ценностям.
Э. Л. Войнич отражает в романе победу Овода даже после его смерти. Кардинал Монтанелли, его идейный противник, отрекается от своей веры. После смерти Овода его друзья получают написанное им еще перед казнью письмо. Оно звучит как призыв к борьбе.
Писательница сумела показать силу единства, товарищества борцов за идею, за свободу и независимость страны, их скромность и высокие идеалы.
Писательница отразила любовь главного героя к жизни. Все перенесенные им горести и лишения делали его более суровым, но не очерствили его душу.
Овод несомненно любит и ценит жизнь, но все же идет на смерть, так как идеи для него ценнее самой жизни, уверенность в собственной правоте и предстоящей победе придает ему решимость.
Глубокий смысл несет в себе само прозвище Артура – «Овод». Этот же псевдоним был у древнегреческого философа Сократа, которому был вынесен смертный приговор за публичное разоблачение пороков властителей Афин. На суде, в ходе защиты от несправедливо вынесенного приговора, Сократ ассоциирует себя с оводом, который назойливо кружит над неторопливым конем, принуждая его к действию. Сократ мог бы избежать такой участи, отступись он от своих идеалов, но он предпочел принять смерть. Наделяя главного героя таким псевдонимом, писательница делает акцент на одно из самых выраженных свойств личности Овода – его верность убеждениям и своим идеалам.
По окончанию романа в последние месяцы 1895 года у писательницы возникли проблемы с поиском подходящего издательства для его выпуска. Книга увидела свет в июне 1897 года. Вначале роман «Овод» был выпущен в Нью-Йорке, чуть позднее появился в Лондоне.
В России роман «Овод» появился в эпоху господства русского рабочего класса, который готовился к борьбе за свержение самодержавия.
Роман быстро набирал популярность в подпольных кружках, был известен среди всей передовой молодежи России.
Популярность «Овода» в России возросла до колоссальных размеров после Октябрьской революции. Романом не только зачитывались. Повсеместно в театрах и клубах создавались спектакли на основе сюжета «Овода». Снимались кинофильмы, создавались оперы. Роман переводили на языки всех народов СССР.
На протяжении долгих лет на территории Советского союза не знали практически ничего об авторе «Овода», а сама писательница даже не подозревала о своей популярности в СССР. С трепетом и волнением произошла долгожданная встреча писательницы с советскими журналистами в 1955 году.
В то время писательнице шел 91 год. На закате жизни ей стало известно о своей славе, о любви к ее произведениям миллионов людей.
Этель Лилиан Войнич умерла 28 июля 1960 г. Ей исполнилось на тот момент 96 лет. По ее просьбе, изложенной в завещании, она была кремирована, а ее прах был развеян над центральным парком Нью-Йорка.
А в мире по-прежнему выходят новые издания романа «Овод» на различных языках, новые поколения восхищаются героем-революционером, его мужеством, непоколебимостью и верностью своим идеалам.