Ганс Христиан Андерсен является датским писателем, родившимся весной 1805 г. в одном из городов Дании в небогатой семье. Первые сказки Андерсен услышал от папы, который читал ему истории и рассказы; также его папа любил петь и делать игрушки. От мамы, он научился кройке и шитью. В детском возрасте Андерсену приходилось нередко общаться с пациентами мед. учреждения для душевнобольных, в котором работала его бабушка. Он с огромным интересом слушал их рассказы и позже сказал, что его «сделали писателем песни отца и рассказы безумных».

 

Небольшие пьесы Андерсен начал писать еще в детском возрасте: 1-ю из них для собственного «театра кукол», он сочинял в течение 3-х месяцев. Первоначальная попытка отдать на обучение сына вышла неудачной: родители направили его на обучение к одной женщине, однако после первого наказания Андерсен забрал свои учебники и с гордостью ушел. Чтению и умению писать он научился лишь в десятилетнем возрасте. В двенадцать лет Андерсена отдали в подмастерья на суконную фабрику, а далее на табачную, потому что после кончины отца семья была на грани нищеты. В скором времени ему по случайности пришлось выйти на сцену реального театра. Из Копенгагена прибыла театральная труппа. Для спектакля нужен был статист, и Андерсен получил роль кучера без слов. С этого времени он понял, что театр - его предназначение.

Позже, заработав небольшое количество денег, Андерсен отправился в Копенгаген. Появились благодетели, они помогли ему изучать литературу, другие иностранные языки, посещать занятия по балету. После того, как один из актеров столицы сказал, что из Андерсена актер не выйдет, с мыслями о выступлениях ему пришлось попрощаться. Отчаявшийся и живущий в нищете, он принимает решение написать пьесу. После того, как одна газета напечатала первый акт пьесы, он получает собственное первое литературное денежное поощрение. Его тексты заинтересовали руководителя театра столицы Й. Коллина, благодаря которому Андерсен получил стипендию короля и отправился в город Slagelse. Здесь писатель был зачислен во 2-й класс гимназии.

В 1826 г. были изданы 1-е стихотворения Андерсена, которые имели хорошие отзывы от критиков.
Спустя два года Ганс Христиан Андерсен принят в университет Копенгагена, по завершению обучения сдал 2 экзамена на кандидатскую степень по философии. В 1831 г. Андерсен отправился первый раз в путешествие по Германии. В 1833 г. он подарил королю цикл стихотворений о Дании, в качестве поощрения за них получил небольшую денежную сумму для путешествия по Европе.

Во Франции познакомился с Г. Гейне, В. Гюго, О. Бальзаком, А. Дюма, в Англии - с Ч.Диккенсом, в Италии - с местным известным скульптором. Жил он бедно, потому что заработки от литературы были единственным источником денег, а произведения утверждались не быстро; критики находили ошибки правописания, не были довольны необычным стилем написания, применением слов разговорного речи, говорили о том, что его произведения никому не интересны. Расцвет творческой деятельности писателя пришелся на 2-ю половину 1840-х гг.; в данное время была создана большая часть сказок, которые позднее принесли ему славу по всему миру.

Всю жизнь Андерсен прожил неженатым. Последней была любовь к популярной певице оперетты И. Линд.
За 2 месяца до кончины в одном из английских газетных изданий писатель узнал, что его сказки относятся к самым читаемым во всех странах. Умер писатель в августе 1875 г. в Копенгагене.

Персонажу сказки Андерсена «Русалочка» была установлена бронзовая скульптура в Копенгагене, она стала достопримечательностью столицы Дании. А с 1967 г. по указу Международного совета по детской литературе, в день рождения писателя, отмечается Всемирный день детской книги.

Андерсен писал такие произведения:
- романы;
- повести;
- пьесы;
- рассказы;
- новеллы;
- эссе по философии;
- стихотворения;
- сказки.

В России его сказки в первый раз были опубликованы в 1844 г., позже было издано 1-е собрание сочинений в четырех томах.

Рассмотрим более подробно произведение Андерсена «Русалочка»

Любовь русалочки к принцу является основным смыслом сказки. Эта любовь была романтической, обреченной, она не сделала героиню счастливой, однако для нее не исчезла без следа, потому что не сделала ее и совсем несчастной. В мифах русалка, утратив свою бессмертную душу из-за зла, свершенного над нею, как над человеком, может эту душу обрести, если вынудит человека полюбить себя. Чувства эти не обязательно должны быть разделенными. Русалка имеет право не отвечать взаимностью и погубить человека, влюбив в себя. Однако чувства человека к ней – это главный этап к обретению бессмертной души. По этой причине она должна повлиять на человека, вызвать в нем эту любовь, чего бы это ни стоило. Русалочка хочет вызвать чувства в человеке и обрести бессмертие души, потому что ей предначертано только 300 л., это длинная жизнь, но бессмертная душа дает шанс существовать всегда.

В сказку писателя входят христианские мотивы. Древнюю языческую мифологию он переосмысливает с позиции понятий о душе, существования жизни после смерти.
На сочетании 2-х мотивов и создается история русалочки и принца. Русалочка спасает принца, она свершает добро для человека, погибающего в воде. Не редко, по мифологии русалками становились женщины, которые погибли в воде. Человек не способен существовать в стихии, которая несвойственна для его обитания. Русалочка спасает принца и желала, чтоб он появился в доме ее родителей.

За спасение русалочка, естественно, имеет право получить благодарность, однако дело в том, что принц ее не замечает. Он видит девушку, которая стояла на берегу, и считает, что это она спасла его. Принц полюбил эту девушку, однако это недостижимая цель для него (в тот период она находилась в монастыре).

Если цель мифологической русалки - вынудить человека полюбить себя, то русалочка не способна кого - либо принудить; она хочет быть с принцем, стать его избранницей. Она любит его и готова пожертвовать ради этого всем. Она отказывается от отчего дома, своего голоса и сущности. Русалочка полностью отдает свою судьбу во имя своих чувств.
Однако принцу не приходила в голову мысль сделать ее своей женой, а ей нужно было стать его избранницей, иначе она не могла обрести бессмертие души.

Мечта русалочки о счастье - простая, человеческая, ей нужна любовь, тепло, ласка. Любовь представляет для нее осиливание физических и нравственных страданий. Русалочка потеряла голос, однако приобрела четкость зрения и восприятия мира. Она догадывалась, что принц счастлив со своей будущей избранницей, но сердце русалки разрывалось от страданий: его свадьба должна превратить ее в морскую пену.
Однако писатель дает русалочке возможность вернуться обратно в свой отчий дом и прожить 300 лет. Русалочка осознает, что все ее муки были бесполезны, она теряет все.

Любовь – это жертвенность, и эта мысль прослеживается у Андерсена через все произведение. Русалочка приносит в жертву свою жизнь во имя счастья принца, ее сестры отдают в жертву свои длинные волосы морской колдунье, для того чтобы спасти русалочку. Здесь Андерсен возвращает читателей вновь к мифической тематике. Обсуждение пролитой крови напоминает о религиозных обрядах и приношениях жертв, однако в сказках Андерсена язычество побеждается христианством, его идейными нравственными ценностями.

Для писателя любовь вызывает в человеке безвозвратные изменения. Любовь свершает всегда только добрые дела, она не может нести зло. И по этой причине русалочка, держа нож в руке, приносит в жертву свою жизнь, выбирает собственную гибель, даруя принцу жизнь и счастливое будущее.

Первое, что чувствует русалочка - это счастье и любовь принца. Кажется, что эта ситуация должна вызвать в ней ревностные чувства, а ревность не возможно предсказать, ревность считается злой силой. Человеческий мир для русалочки идеален, он сильно манил ее под волнами, очаровал в день 18-летия. Ей жалко этого мироздания, боязно его потерять, однако она видит принца, из уст которого произносится в это время имя супруги. Любовь не может погубить другую любовь – такова идея Г.Х. Андерсена. Русалочка отказалась от себя полностью, однако у нее существовала еще одна мечта – обрести душу человека, которая как сбылась, так и нет. Сама по себе любовь уже наделяет человека душой. Ведь не случайно русалочка становится одной из дочерей воздуха, а не погибает.

У русалочки опять возникает шанс обрести то, от чего она осознанно отказалась. Ее чувства и добрые поступки предоставляют ей возможность обрести бессмертие души. И этой идеей Андерсен завершает произведение.

Древние мифологические верования, утратив власть над сознанием человека, сохранились в народном творчестве и литературных персонажах писателей различных стран. В данной статье рассмотрен только один такой образ, который дает понять, как трудно, запутанно и индивидуально формируются у писателя отношения с мифологией и мифическим представлением. Истолковывая образ мифической русалки, превращая его героиню своего произведения, Андерсен отчасти сохраняет ее мифические характеристики и способности. Однако одновременно с тем мифический образ приобретает сущность, характер, судьбу человека. Русалочка, с помощью колдовских сил ведьмы, становится человеком, она с упоением любит принца, эта любовь оказывается невзаимной, безответной и даже драматичной.

Основываясь языческой мифологией, Андерсен укрепляет традиции и предназначение христианства, силу любви человека как самую величественную нравственную силу на всей планете, вне зависимости от того, действителен или нереален этот мир. И такие превращения в сказках Андерсена случаются не только лишь с русалочкой. Любые мифические герои, хоть гномы, хоть снежная королева, или другие, приобретают с помощью писателя индивидуальные характеристики и судьбы, становятся подобны людям, наделяются мечтами и желаниями человека. Мифические сказочные персонажи заново осознаются писателем, применяются им в качестве художественного перевоплощения особо значимых для него идей нравственности: гуманизма, чистоты души и преданных чувствах без какой - либо корысти.