Мир научной фантастики – это необыкновенный удивительный мир, в котором противоречиво переплетаются добро и зло, холод космических пространств и жар человеческого сердца, преданность и одиночество души. Одним из выдающихся мастеров данного жанра является американский писатель-фантаст Рей Бредбери.


Родился Рей Бредбери в1920 году в небольшом городке Уокиган штата Иллиноис в семье мелкого служащего. Детство его проходило в этом маленьком тихом городке, где любимым занятием его стало чтение книг, не смотря на нехватку денег, в семье царили любовь и понимание, помогавшие мальчику расти в обстановке тепла и доброты, а книги помогали раздвинуть рамки воображения, помогая мысленно создавать невероятные картины необыкновенных миров. Поэтому писать свои первые фантастические сочинения Бредбери начал с девятилетнего возраста с появлением у него первой пишущей машинки.
Когда ему исполнилось 14, он переехал с семьей жить в Лос-Анджелес, где окончил среднюю школу. Однако, из-за нехватки средств ему не удалось поступить в колледж и ему приходилось много работать. Но любовь к прочтению книг в библиотеке его не оставляла и он так же продолжал писать свои работы. Впоследствии, Бредбери шутил, что вместо колледжа ему удалось окончить библиотеку.
Но это не помешало ему отточить талант, создавая и публикуя свои статьи в газетах и журналах и добиться успеха. Так в 17-и летнем возрасте, он вступил в «Лигу научных фантастов», активными темпами возрождающихся после Великой Депрессии в Америке. Он начинает издавать журнал, где взрослеющий автор начинает задумываться над вопросами ответственности человека за будущее всего человечества и начинает видеть опасность в нем. Он следит за стремительным развитием науки, открывая все новые уголки фантазии, помогающие ему создавать уже около 52-ух работ в год. Так появляется роман «Марсианские хроники», состоящий из отдельных рассказов. Литература становится его жизнью, даже с будущей женой он знакомиться в книжном магазине, где та работает продавцом. Создав семью, он не прекращает работу над своими произведениями.
Все его творчество пронизано незабвенной мудростью, при созерцании мира детскими глазами, со свойственной им чистотой и открытостью. В каждом произведении он показывает нам, что именно мы создаем будущее, определяя каким оно будет, и что оно, кажущееся совсем невероятным с каждой минутой становится вполне реальным настоящим. Он не просто развлекает нас, рассказывая удивительные истории, он всякий раз заставляет нас очень серьезно задуматься над собственным пребыванием на Земле, над собственной судьбой и судьбой человечества в целом. Так например, во всемирно известном анти утопическом романе 451 градус по Фаренгейту, он предостерегает нас, просит опомниться от ненависти, безумия отрицания прекрасного, остановить программу самоуничтожения, прекратить утрачивать культурное наследие цивилизации, говоря нам, что это путь в никуда. Именно это произведение приносит ему всемирную известность.
Но он не останавливается и всего через четыре года в свет выходит роман «Вино из Одуванчиков», который состоит из отдельных рассказов и является наиболее автобиографичным. Облачая произведения в причудливые фантастические формы, автор совсем не меняет сути, вечные вопросы бытия остаются актуальными.
Одни из самых непостижимых вопросов, над которыми когда-либо задумывался человек – такие вопросы как: Кто мы и для чего пришли на Землю? Для чего мечемся по свету в вечном поиске? Вокруг нас мир наполнен необыкновенными и разнообразными звуками жизни: добра и зла, смеха и слез, рождения и смерти. И поистине счастливыми являются люди, обладающие редким даром, передавать эти звуки другим. Именно эти философские вопросы и суждения и вложил фантаст Рей Бредбери в свое шедевральное произведение «О скитаниях вечных и о земле».
Центральной фигурой данного произведения является писатель Томас Вулф, известный американский писатель, с творчеством которого в далеком будущем знакомится некий графоман Генри Уильям Филд. Он сжигает свои труды, признавая то, что для создания поистине вечного и замечательного произведения, необходимо особенное состояние души, дарованное лишь немногим и чем он, к сожалению, обладать не может. Восхищенный Филд очень хочет, показать мир, увиденный глазами Вулфа, которого уже много лет нет на Земле. В далеком будущем, описанном Бредбери, полеты в космические пространства и знакомства с тайными уголками вселенной стали реальны, так же как и путешествия за рамки пространства-времени, наука неумолимо несется вперед, открывая все большие возможности. Но талант, способный прикоснуться к сердцу каждого человека, так и остается уделом лишь немногих избранных. Поэтому не жалея средств, он прилагает все усилия, чтобы доставить этого писателя из прошлого на небольшой срок, в который он бы сумел создать великое произведение, незабвенное сквозь пыль времен, которое он так и не успел создать при жизни, на которое у него не хватило времени. Для этого они возвращаются в прошлое в скорбный и тяжелый день, в день смерти Томаса Вулфа.
Доставив его в будущее и излечив от болезни, что должна была унести его жизнь, они просят его написать произведение, пропустив красоту космических просторов, новых миров через призму его необыкновенного мироощущения. Получив бесценный дар, буйство фантазии и таланта Вулфа не знает преград и он творит с еще большим жаром и рвение чем прежде, но время идет и наступает момент завершения работы, когда он должен вернуться в свое время и завершить свой жизненный путь. Но поначалу, его сознание противится мысли, что его время заканчивается и он должен будет кануть в небытие и оставить этот полный необыкновенного мир, но осознав ,что это не его мир, не его время и что он создал, то что делает бессмертным человека, он приняв действительность уходит и принимает судьбу, но принимает ее не со смирением, а с легкостью и успокоением. Заканчивает автор произведение светлой грустью, вызывающей не томление сердца, а слезы добра и чистоты, говоря о том, что на могиле Вулфа с тех пор каждую ночь появляются цветы, необыкновенной красоты, цветы какие еще не растут на Земле, исчезающие с рассветом. Идут годы, а цветы появляются вновь.
Этот небольшой по объему рассказ просто потрясает своей емкостью. Глубинный трагизм фатальности и неизбежности в неразрывном синкретизме существует с бессмертным, вечным. Он говорит нам о том, что человек умирает лишь тогда, когда не оставляет после себя ничего исполненного красоты и гармонии, чего-то способного проникать в сердца людей, несущего в себе частичку души. С искренностью и открытостью ребенка он задает нам сакраментальные вопросы достойные мудреца: Что же такое – наша жизнь, бессмысленное кратковременное существование? А может каждый момент жизни – это новый шанс изменить жизнь, оставить после себя что-то достойное?
В последние годы жизни Бредбери, будучи уже глубоко больным человеком, не прекращал работать над написанием новых произведений, потому как верил, что новое творение продлит ему жизнь. Почти каждый год выходила новая книга Бредбери. Он умер в старости после продолжительной болезни. Множество его произведений получили отражение в кинематографе, многие рассказы и повести экранизированы.
Удивительным, является то, что соприкоснувшись с его творчеством, нельзя остаться прежним. Каждая из его книг не просто исследует природу человека, но и полностью меняет восприятие многих до селе, казалось бы, обыденных вещей. Часто героями его книг становятся дети, совсем не идеализированные, с присутствием хороших и плохих сторон, но удивительно прозорливые, воспринимающие мир совсем в другом формате, отличном от восприятия взрослого человека. Он и сам остается в глубине души ребенком, который верит в лучшее, в победу света и добра над тьмой. С трепетом он относится и к своим близким, именно поэтому очень часто он дает героям имена своих родственников и наделяет их знакомыми чертами характера. Поэтому жанр научной фантастики этот автор раскрывает перед нами с совершенно другой стороны, учит не только погружаться в нереальный выдуманный мир, но постоянно размышлять над глобальным на примере частных ситуаций и героев. Но все написанные им строки проходят на столько тонко сквозь сердце автора, что с проникновенной точностью попадают в сердца и души восхищенных читателей.
До конца не понятой остается и удивительная личность Рея Бредбери, он видит мир таким искренним словно ребенок, но о проблемах и сложностях он рассуждает с мудростью старца. На протяжении всей своей жизни, развития всего своего литературного гения он не становится жестче, грубее, он остается таким же мягким как прежде, интересным, стремящимся отдать самое прекрасное, что может родить вселенная. В нашей стране он является одним из самых читаемых авторов, его любят люди разных профессий и возрастов, все те, кто сам способен вместе с автором погружаться в иллюзорный причудливый фантастический мир и размышлять о своем месте во вселенной, пространстве и времени. Он прошел свой путь до конца, подарив своим читателям множество дорогих сердцу страниц. Его больше нет и скитания его закончены, но на Земле его держало нечто большее, чем просто ищущий свое место мятежный дух, ему хотелось каждый миг своей многогранной жизни, создавать нечто прекрасное, способное нести звуки вселенной людям вокруг, передать неповторимую мелодию жизни своим потомкам. Быть может наша любовь к произведениям этого автора, восхищение и признание и есть неувядающие лунные цветы?
Рей Бредбери – не просто автор, создавший множество книг, он стал человеком, сумевшим превратить фантастику в подлинное искусство, которую до него было принято считать литературой «второго сорта». Он стал гениальным мастером слова, психологом и проникновенным лириком, знающим цену человеческим словам и поступкам, красоте окружающего нас удивительного мира и качествам личности, делающих человека человеком.
Брэдбери является обладателем премий: Небьюла, Хьюго, О’Генри, Балрог, Брэма Стокера, Энн Радклифф, Бенджамина Франклина, Американской академии, премии «Гэндальф». В 1988 году Брэдбери был удостоен титула «Гранд-мастер», а в следующем году получил премию Брэма Стокера «за достижения всей жизни». В 2000 году он был награждён медалью фонда Национальной книжной премии за выдающийся вклад в американскую литературу. В 2007 году Рэй Брэдбери стал лауреатом Пулитцеровской премии. Рэй Дуглас Брэдбери — Почётный доктор литературы колледжа Уиттьер (штат Калифорния) и почётный доктор Университета Вудбери. Вот таким исполином в научной фантастике являетсся Рей Бредбери, этот непостижимо удивительный человек, смотрящий на мир глазами ребенка, и мудростью философа.