Мой любимый иностранный автор – американский писатель Теодор Драйзер. Родился будущий писатель в бедной семье рабочего местной фабрики в маленьком американском городке Терре-Хот, штат Индианна. Его отец эммигрировал в Америку из Германии , не желая у себя на родине идти в армию. На он надеялся наладить свою жизнь и разбогатеть. Когда родился Теодор, семья очень бедствовала. Кусок хлеба доставался тяжко. В жизни семьи Драйзера были драматические эпизоды. Как-то глава и кормилец семьи тяжко заболел , а старший брат Драйзера Поль попал в тюрьму , и одна из старших сестер Драйзера вынуждена была поддерживать связь с местным юристом, чтобы вызволить брата из каталажки. Аналогичная ситуация описывается в романе писателя «Дженни Герхадт».

 

Героиня этого романа – девушка из бедной семьи. Ей многое пришлось пережить и испытать. Семья была очень бедная. Их отец – трудолюбивый и до педантичности честный немец, вкалывал на тяжелой работе, но приносил гроши. Детям приходилось на местной станции подбирать уголь, чтобы не замерзнуть зимой. И как-то во время облавы, был схвачен старший брат и обвинен в воровстве. Ему грозил тюремный срок. Дженни, которая помогала матери стирать белье, познакомилась с сенатором Брэндером. Ее связь с сенатором помогла ее брату выйти на свободу. Но семья ее, несмотря на это, осуждала Дженни за этот поступок, особенно отец. Только мать жалела ее, но не смогла противостоять гневу главы семейств Дженни пришлось уйти из дому. Дальнейшая ее судьба складывается сложно, ей много раз пришлось столкнуться с несправедливостью. Но она сумела не смотря на все тяжелые испытания, что выпали на ее долю, выстоять , не ожесточиться и сохранить доброе сердце.

Мать Драйзера , как и мать героини его романа, тоже брала в стирку белье. Родом она была из Чешской Моравии. Драйзер поделился воспоминаниями о своем детстве в своей автобиографической книге «Заря». По словам Драйзера в его памяти встают долгие, мрачные , серые холодные дни. Питалась семья очень скудно и часто голодала. Юный Драйзер рано начал помогать своей семье: подбирал уголь на местной станции железной дороги ( похоже он описывал свой опыт в романе «Дженни Герхадт») ,работал по дому.

Отец Драйзера, ревностный католик, отдал на обучение Драйзера в местную католическую школу, годы учебы в которой вызывали у Драйзера лишь горестные воспоминания. И только мать для Драйзера оставалась нежным и все понимающим другом.

Когда Драйзеру исполнилось 14 лет, он нанимается к местному фермеру. Подзаработав немного денег шестнадцатилетний Драйзер отваживается уехать в большой город, в Чикаго, где устраивается на работу прислуги в ресторане, служит на побегушках, развозит белье, и выполняют любую грязную работу ,лишь бы выжить и зацепиться в городе. Этот опыт дал о себе знать в его будущих романах. Будущий народный американский писатель прошел свою школу жизни в трущобах Чикаго, скитался по многим городам и всю сложность социальной системы прочувствовал на собственной шкуре.

Теодор Драйзер много читал и размышлял над социальными проблемами. Постепенно у него возникло желание высказывать свои мысли ,желание писать, что привело начинающего писателя в журналистику. Он становится репортером и сотрудничает с газетами Чикаго, Питсбурга, Нью-Йорка и других городов. Сфера его журналисткой деятельности была широка – от статей из богемной жизни театралов и музыкантов – до забастовок работников, крушений, убийств. Молодому начинающему репортеру пришлось столкнуться с множеством трагедий из жизни простых людей. Но как журналисту ему не удавалось донести до публики все то, что он хотел сказать. В Филадельфии нельзя было писать о бастующих шахтерах, в Чикаго нельзя было высказать что-то критическое в адрес политиков высшего ранга и их семей, это была неприкосновенная тема. В Нью-Йорке приветствовались статьи о богатой и красивой жизни, а статьи о бедняках и их проблемах были не нужны. Возможно такое вот ограничение свободы слова и послужило причиной отказа молодого журналиста от работы в редакции газеты.

Дальнейшие годы жизни Драйзера в Нью-Йорке были полны тягот и лишений, пока в 1897 году он снова устраивается на работу. Он стает внештатным сотрудником авторитетных американских журналов, создает серии портретных очерков, которые содержали в себе первые наброски различных человеческих образов для его будущих крупных произведений.

Опыт работы в газетах и журналах приносит Драйзеру довольно широкую известность. Драйзер много читает как произведения американских , так и зарубежных авторов. В 1899 году Драйзер уезжает из Нью-Йорка в деревню Мови к своему другу писателю Артуру Генри. Его друг настойчиво рекомендует взяться Драйзеру за серьезную большую работу. И Драйзер под напором друга писателя делает свои первые наброски будущего романа «Сестра Керри».

В основу романа «Сестра Керри» легли отчасти автобиографические факты из жизни Драйзера. Его сестра была содержанкой у некоего архитектора, потом познакомилась с управляющим ресторана и ,бросив своего архитектора, укатила сначала в Канаду, а затем волею судеб очутилась в Нью-Йорке.

«Сестра Керри» - роман о судьбах людей из самых социальных низов, о том как им приходится выживать в жестокой и неравной борьбе под солнцем. Главная героиня роман – Каролина Мибер, или сестра Керри, так ее звали в семье. Росла Каролина в бедной рабочей семье, но такая жизнь для нее была невыносима и она отправилась искать для себя лучшей доли. Ее манили красивые витрины, роскошь , богатая жизнь – но это было ей недоступно. Главное ее достоинство – это миловидная внешность и точеная фигурка. Девушка проходит сложный путь от работницы на фабрике обуви до популярной артистки известного музыкального театра. Казалось бы, вот она красивая жизнь, к которой Керри так стремилась! Но счастлива ли она в полной мере и достигла ли она того, чего хотела? Драйзер показывает в своем романе как тяга к лучшей материальной жизни меняет человека и его моральные качества. Для Керри не имеет значение какие именно используются средства достижения лучшей доли, лишь бы красиво одеваться, жить в достатке и распоряжаться своим временем по своему усмотрению.

В романе показано , не только как можно с самых низов подняться до уровня более обеспеченной и богатой жизни, но и как в угоду своим прихотям, с достаточно высокого уровня жизни опуститься на самое дно. Речь идет о Герствуде, управляющем престижным баром для богатых и известных людей. Герствуд увлекается Керри, бросает семью, и поддавшись минутной ,но роковой для своего будущего слабости ,бросает все и сбегает с Керри в другую страну, впоследствии жалеет об этом , но прошлого не вернуть. Из богатого, уважаемого всеми человека он становится нищим ,никому не нужным бомжом, в то время как его любовница Керри ,наоборот, делает успешную карьеру.

В 1911 году вышел уже упомянутый выше роман «Дженни Герхадт». Если сравнивать оба эти романа, то сходство в том, что героини – девушки из бедных семей, но Драйзер по-разному их описывает. Если Керри руководствуется своим собственным эгоизмом для достижения своих целей, то Дженни становится жертвой обстоятельств, не теряя при этом своих лучших душевных качеств. И «Сестра Керри» и «Джени Герхадт» показывают американское общество того времени с его социальным неравенством и жесткими законами жизни.

Активная деятельность и желание раскрыть механизмы американского общества сподвигло Драйзера на рождение грандиозного замысла , которое получило название «Трилогия желаний.» Драйзер задумал написать произведение о судьбе известного чикагского миллионера Чарльза Тайзона Йеркаса, с которым ,возможно, был лично знаком. Изначально была задумка написать роман под названием «Финансист». Но собранных материалов было столько много, что первоначальный план записи романа был расширен до трех романов – «Финансист», «Титан» и «Стоик». Главная нить сюжета – история становления известного миллионера и его финансового могущества, благодаря его неординарному уму до краха всей его финансовой империи. События в «Трилогии желаний» основаны на реальных фактах из биографии Йеркса.

Особую роль в творчестве Теодора Драйзера занимает его роман «Американская трагедия» , появившийся в 1925 году. Драйзеру перед созданием этого романа пришлось в буквальном смысле исследовать множество криминальных преступлений Америки тех лет. Главный герой этого романа становится преступником и убийцей, и все из-за того, что он стремится попасть в круг избранных – стать частью богатого и избалованного общества.

Жаль, что книги Теодора Драйзера не пользуются особой популярностью: мы не найдем их и в школьной программе и в списках 100 лучших книг рекомендуемых к прочтению (зато можем обнаружить там все серии всеми любимого Гарри Поттера).А ведь чтение подобной литературы принесет вам не только удовольствие, отдых от тяжелых будней, но и многому вас научит, между строк его произведений вы можете найти для себе дельные советы и подсказки, ведь писатель описывает жизнь какой она есть на самом деле: порой капризную и жестокую, обманчивую и противоречивую, жизнь которая может возвысить тебя - и тут же сломать не щадя, и невзирая на твои заслуги и добродетели.

Все литературные герои Драйзера имеют сложную судьбу, и нужно заметить, что почти все из них были прототипами реальных людей которых знал или встречал на своем жизненном пути писатель. Да, они могут вызывать у нас двойственные чувства - мы можем восхищаться ними и осуждать одновременно, но мы не останемся равнодушными к прочитанному.

Произведения Теодора Драйзера не пользовались большим спросом в Америке, литературные критики осыпали его романы совсем нелестными рецензиями, утверждая, что они просто недостойны быть напечатанными и не могут захватить читателя. Писатель всего лишь описывал американскую действительность, чем бросил вызов тогдашней жеманной литературе. Но и получил ответ, что его книги полны пороков и вульгарщины и даже животной грубости. В этом есть доля правды - ведь Драйзер описывает реальную жизнь и реальных людей, а не идеальных вымышленных существ.

В любом случае каждому стоит познакомиться поближе с этим автором. Произведения Драйзера глубоко эмоциональны и правдивы, это не однодневные книжки, которые прочитал и тут же забыл, о чем была речь, -они останутся в вашей памяти навсегда.