Группа «ДДТ» родилась и сделала первые шаги в городе Уфа. Случилось это в 1981 году в эпоху «застоя». Стартовый состав включал: Юрия Шевчука (вокалист, гитара); Рустема Асанбаева (гитара); Владимира Сигачева (клавишные); Геннадия Родина (бас); Рустама Каримова (ударные).

 

В тот период Юрий Шевчук был студентом последних курсов художественно-графического факультета БГПИ. Молодой человек имел склонность, как к рисованию, так и к музыке. Совмещать два направления искусства и делать это качественно становилось сложно. Музыка перевесила. К тому же, Юрий имел популярность в исполнительской среде. Прославили его победы на фестивалях бардовской песни. Источник вдохновения молодого лауреата - лирика поэтов серебряного века и искренность известных отечественных бардов-песенников. Творчество музыканта было знакомо и вузовской публике.

В 1982 на всю страну прогремел первый конкурс начинающих исполнителей «Золотой камертон», учрежденный газетой «Комсомольская правда». Стать известными на всю великую страну хотели многие, конкуренция была огромной. Призер получал возможность студийной записи. «ДДТ» презентовали на суд жюри песни: «Черное солнце», «Инопланетяне», «Не стреляй». На тот момент у группы был уже целый арсенал композиций, из которых можно было выбрать не только конкурсные. В этот же год состоялся выход первого группового магнитоальбома - «Свинья на радуге». По сути своей это было эклектичное музыкальное творение: микс блюза, кантри, баллады, рок-н-ролльных нот и хардкоровых веяний. Стихи не подчеркивали остроту социальных проблем, хотя и затрагивали темы коррупции и продвижения по служебной лестнице как самоцель.

«ДДТ» удается покорить конкурсные вершины «Золотого камертона». В комплексе «Орленок» состоялся большой концерт с участием самых выдающихся претендентов на главный приз. Здесь же случилось знакомство с группой из Череповца «Рок-сентябрь», которая достигла определенного уровня в своей среде и имела доступ к звукозаписывающейся технике. Встреча принесла свои плоды, спустя время выходит совместный альбом «Монолог в Сайгоне». В этом объединении «Рок-сентябрь» представляли Вячеслав Кобрин (гитара), Андрей Масленников (бас), Евгений Белоозеров (ударные). Магнитоальбом сделал стремительный прорыв на большую рок-сцену. Теперь о «ДДТ» услышали все: и русские рокеры, и обычные граждане. Вырисовался и определенный групповой стиль: колоритный и запоминающийся голос Шевчука в сочетании с хардкоровым строем и веянием дипъперполовских мотивов. Наиболее выигрышно выступили песни «Демон» и «Три черные кошки» на музыку Сигачева.

После нашумевшего дебюта Шевчук возвращается на Родину, где продолжает творить. В 1984 рождается альбом «Периферия». Состав «ДДТ» был несколько обновлен. Помимо Юрия рок-формацию образовывали: Родин (бас), Рудой (ударные), Строчилло (клавишные), Резанов (гитара). Сигачев временно отходит от дел. «Рок-сентябрь» идет своим путем. «Периферия» оказался глубоким остросоциальным продуктом. Песня «Я получил эту роль» была одной из знаменосных тем рок-волны восьмидесятых.
Выступление группы прогремело и в «Лужниках» на крупном трехдневном фестивале «Рок за мир», который состоялся в мае 1983 года. В программе, освещающей музыкальное событие, репортаж о перфомансе «ДДТ» не был показан.

«Периферия» принесла «ДДТ» не только успех, но и гонения со стороны властных структур. Так группа попала в немилость местных уфинских чиновников и на карандаш к сотрудникам КГБ. Не щадили участников и журналисты местной газеты. «ДДТ» уезжают из родного города. Шевчук обосновался в Свердловске, где временно вписался в группу «УРФИН ДЖЮС».

Сигачев возвращается к сотрудничеству с Шевчуком. И главной целью музыкантов становится реанимация «ДДТ», над чем они и трудились. Ноябрь 1985 года, в поле зрения музыкантов появляется незанятая студия. Времени на запись катастрофически мало – 3 дня. Собрать полный состав «ДДТ» было нереально. Экстренно приглашен из Уфы Нияз Абдюшев (бас), ударные заменила «драм-машина». Гитарные партии взял на себя Шевчук. Присутствуют не свойственные хардкорным темам скрипка и джазовый саксофон, соответственно Сергей Рыженков и Сергей Летов. Плод экстремального труда – альбом «Время». Самые известные его композиции «Поэт», «Новостройки», «Мальчики-мажоры». В этот же период, давление на группу, со стороны уфинской власти, усиливается. Сигачев и Шевчук обособляются друг от друга. Юрий переезжает в Ленинград. Владимир – в Москву, где формирует новый коллектив «Небо и земля».

В Ленинграде с «ДДТ» происходят новые метаморфозы. Помимо Шевчука, в группу попадают: Никита Зайцев (гитара, экс «Санкт-Петербург»), Андрей Васильев (гитара), Вадим Курылев (бас), Игорь Доценко (ударные). В скором времени идет пополнение в качестве Андрея Муратова (клавишные, экс-«Зоопарк), популярного Михаила Чернова или Дяди Миши (саксофон). Музыкант стал известен по игре в разных джазовых оркестрах, выступлениями с «Популярной механикой» и «Аквариумом». Так «ДДТ» выпускает новый перфоманс, который демонстрирует в фестивальной программе питерского рок-клуба, июнь 1987. Показателем известности и всенародной любви выступила трехтысячная публика в клубе с вместимостью в тысячу. К тому же «ДДТ» выступало в конце, перед «Аквариумом».

Ленинградский фестиваль снова шумел и гремел от выступления «ДДТ» летом 1988 года. Группа прокатилась в обширный гастрольный тур от Балтики и до берегов Тихого океана. Этим же летом музыканты успевают записать очередной альбом «Оттепель». Также прошла запись пластинки «Я получил эту роль», в которую вошли хиты «Конвейер», «Я получил эту роль», «Церковь», «Мальчики-мажоры». Песни получили второе дыхание благодаря новым аранжировкам и несколько другому исполнению. Альбом появился на свет в студии «Мелодия» нынешняя НПО «Русский диск» в начале осени 1989 года.

1989-1991 годы для музыкальной деятельности «ДДТ» выдались горячими. Группа практически не вылезала из разных турне: венгерский рок-фестиваль (группы участники вместе с «Алисой»); концерты в Японии, США; концерт памяти Цоя. Юрий Шевчук дебютировал в съемках фильма «Духов день» Сергея Сельянова.

Круглая дата существования группы – десятилетие, ознаменовалась выходом альбома «Пластун». Пластинка впитала в себя политические и социальные веяния времени, которые нашли отражение в песнях «Предчувствие гражданской войны», «Пластун», «Перестроище». Весна 1992 дарит слушателям «ДДТ» масштабную и вдохновляющую пластинку «Актриса Весна». В ней играют знаковые композиции группы, такие как «Родина», «Дождь» (песня написана в 1981 году), «В последнюю осень», «Что такое осень?». Пожалуй, ни один концерт не обходится без исполнения этих, любимых слушателями группы, «боевиков». К концу года у группы появляется свежая программа «Черный пес Петербург». Ее представляли как старые добрые, так и новые занятные композиции. «ДДТ» гастролировала с «черным псом» по разным городам СНГ. Закончился большой тур в январе 1993 года концертом в Москве. На дне рождения города Санкт-Петербурга, 27 мая 1993 года, «ДДТ» дала большой опен эйр на Дворцовой площади перед ста двадцати тысячной аудиторией. Летом группа стала участником фестиваля рок-музыки в Берлине. Осенью «ДДТ» получила крупную награду в области музыки – «Овация», как лучшая рок-группа. В свою очередь Юрий Шевчук признан лучшим рок-исполнителем года.

Следующий год в существовании группы был относительно спокойным. Юрий Шевчук, Вадим Курылев и Сергей Рыженко провели небольшое количество акустических концертов. На них публика впервые познакомилась с композициями будущего альбома «Это все…». Оригинальный студийный вариант песни "Это все..." является одним из саундтреков фильма «Русский транзит». Пластинку «Это все…» народ услышит в начале 1995 года.
Зимой этого же года, Юрий Шевчук отправляется с концертными выступлениями в Чечню, где на тот момент проходили активные боевые действия. Музыкант способствовал поднятию духа солдат и разбавил военную атмосферу, отыграв около пятидесяти концертов. Лидер «ДДТ» видел в этом миротворческую миссию.

В июне 1995 года состоялось коллосальное выступление «ДДТ» на питерском стадионе «Петровский». Мероприятие посетило несколько десятков тысяч человек. Это один из масштабнейших концертов в истории российских рок-групп. «ДДТ» на данный момент купается во всенародной любви и является уникальным в своем роде коллективом, способным собрать огромные массы народа. В 1995-1996 группа провела очередной большой гастрольный тур под названием «От и до». В конце зимы 1995-1996 «ДДТ» трудилась в США. И, в последствие, в марте 1996 года выпустила альбом «Любовь», записанный в американской студии Long View Farm Massachusets. Также состав группы дополняли Тихомиров (бас, экс - «Кино»), Д. Галицкий (клавишные).

Музыкальный стиль «ДДТ» не стоял на месте, группа постоянно развивалась и менялась. Если свой путь музыканты начинали, в свойственной для молодости, агрессивной манере, то в более позднем творчестве мы встречаем лиричные мотивы. Группа плавно перетекала от хард-рокового, рок-н-ролльного, блюзового звучания в более фольковые, традиционно русские стили. Альбомы «ДДТ» разнообразны по звучанию и темам и отлично передают временные тенденции. Творчество группы в 90-е годы вознесло ее на вершину музыкального олимпа. Хиты и баллады «ДДТ» знают в каждой семье на постсоветском пространстве, а это и есть главный атрибут признания.