Пролистывая листы истории итальянского музыкального театра, вернемся во времена создания флорентийцами прекрасного театрального жанра- оперы. Опера- это произведение музыкально драматического характера, в котором музыка напрямую переплетается с движением. В течении времени этот новый вид исскуства довольно быстро превратится в генератор новейших традиций в культурной сфере. Музыка, архитектура, живопись , актерское мастерство , балет напрямую соеденены с оперным жанром. Однако наше повествование будет идти вовсе не о опере, а множественных представлениях других видов исскуства, которые наблюдались в те дни и являлись нераздельной частью структуры итальянского придворного двора.

статью предоставил технический центр

Как-никак опера сформировалась в атмосфере среды тетра периода ренесанса , богатого на различные спектакли и развлечения для богатого и бедного народа. Также неменяемое влечение итальенцев к праздничным гуляниям и к всевозможным торжествам вполне разъяснимо вековыми традициями маскарадов и карнавалов , которые до сих пор ежегодно проводятся, привлекая тысячи туристов.
Помимо всем известных видов исскуства,в ту эпоху пользовались популярностью такие жанры: придворный балет, балет или хореографическое зрелище с инструментальным аккомпонементом, комедия , комедия с музыкальным сопровождением, комедия-сказка, праздник (festa) , комедийный праздник, танцевальные гуляния (при дворе) , празднество с завтраком, театральный праздник, интермедия, маскарета, комическая маскерата, сражение верхом на лошадях или турнир, триумф, ночные или вечерние карнавальные гуляния( дословно бодрствование).
Вдобавок к выше изложенным театрализированным постановкам, попадались в том числе разнообразные демонстрации , соревнования фрегатов, конные ристания("карусели") , рыцырские турниры. Собственно как раз с этими спектаклями можно связать происхождение в конце шестнадцатого века - конного балета. В этом новейшем жанре всадники принуждали лошадей двигаться по замысловатым контурам, формируя интересные фигурные пляски. Состязание всадников препровождала музыка и мелодекламация.
О представлениях этой эпохи мы знаем благодаря нескольким произедениям , которые частично сохранились в облике стихов для спектакля. А. Солерти, издавший либретто спектаклей , проводимых с начала 17-го века вплоть до 1637 года при дворе Медичи, цитирует записи из дневников свидетелей празднований, проводимых в палатах дворца, где приводятся описания представлений. Представим вашему взору некоторые из них.
24 февраля 1615 года, в праздник Св.Маттиаса, в Палаццо Питти, который находится во Флоренции был дан спектакль "Балет цыганок". "По окончанию великолебного музыкальной вводной части возник из лона реки по пояс Арно с огромной белоснежной бородой и в немалом парике,вместе с сосудом, источающим воду, припевая такие строфы и многие другие (…). Возникли восемь дев, движущиеся из реки по пояс, красиво убранные, в париках и различных украшениях , а после начали петь (…). Пропев без счету строф, унеслись с Арно; вместе с приятной музыкой явилась с левой части сцены величественная лодка, раскрашеная вся золотом и чудными цветами , внутри нее находились цыганки, плывущие вверх по реке Арно, с намерением достигнуть порта Флоренции. Вместе их можно было насчитать двенадцать, шесть из которых мужчины и шесть соответственно женщины, с остальными двадцатью действующими лицами, какие, может будут названы ниже; все были чудесно украшены золотыми и серебряными кружевами, в роскошных штанах с поясами и также в убранстве цыганском с многим колличеством украшений,на лице были черные маск. И, войдя на сцену, стали петь (…). Далее вместе с пением опустились с сценической площадки в театр, женщины стали танцевать балет и продолжали напевать куплеты (…). По окончанию своего танца одна из цыганок вдруг стала петь:
"Посреди всех тех
Смотрите на ту,
Что в белых одеждах
Появляется такая красивая:
Испепелено сердце, сжигаемое любовью".
После плясали кавалеры вместе со своими дамами и по окончанию цыганочки запели эту октаву и многие другие (…). Цыгане ушли по завершению балета, принялись танцевать до упаду гальярду и иные танцы, до тех пор пока не наступило четыре часа ночи. Их Светлости плясали с огромным восторгом. S.A.S. [так величался в данном дневнике герцог Тосканский], для воздания чести своей супруге, отдал приказ на завтрак подать конфеты и различные сладкие вкусности в ивовых посеребренных корзинах (…); после этого отплясывали павану и каждый получил приглашение". Фердинандо Сарачинелли автор данного либретто, постановщик балета- Аньоло Риччи,композитор Франческа Каччини, дочка известного композитора Джулио Каччини.
"Двадцать пятого июля, в праздник Св.Якоба, его Светлейшество поехал вдоль реки Арно внутри экипажа, в сопутствии принца Д,Карло и Паволо Джордано.Ехали они по дороге между моста Св.Троицы и Карайей, где было подготовлено торжество [реки] Арно, на воде и на земле. Придуманный и исполненый известнейшим кавалером, Фердинандо Сарачинелли (…), сочинившим сюжет, текст и место празднования: "Появление Амура в Тоскане за для красивых флорентийских дев". "Довольный амур, для испытания и чтобы возреть на скорбь душ,которыми он владеет, желая жизни сладкой и тихой, не слыша больше плача и вздыханий, осмеливается отпустить с своей колесницы, превосходно отображенной величественным Петраркой, всех узников, и взамен заключить Страх, Грусть, Отчаяние ,Скорбь, Ярость и Злость, Завидность и Мучение - все до одного жестокие чувства. Загрузив колесницу на весельный корабль, (…) он приплыл в порт Арно в Тоскане. Быв в курсе о том, что тут проживают самые красивые из всех живущих дам, захотел остановиться, чтобы предоставить дамам наслаждение. И чтоб поднести чудесную новость, отослал Игру, своего посла, приехавшего в Флоренцию. Он выступал для хозяев, демонстрируя радушие дамам в октавах, тогда как замечательный театр на [реке] Арно был наполнен людей, которые желали посмотреть состязание фрегатов, совершавшееся ежегодно во время праздника. Торжество, возвестило о миссии колесницы, с Хохотом, Счастьем, Усладой, Весельем и подобные им обошли театр пару раз и потом вместе начали петь (…) мадригалы. После чего прикатили две колесницы, наполненная музыкальными духовыми инструментами одна , а другая – струнными инструментами; затем, прозвучали симфонии, и в их сопровождении запели канцоны." По окончанию веселья были запланированы гонки фрегатов, после герцог осмотрел окрестности театра вместе с братьями и отправился в свои покои.
В конце зимы 1615 года герцог Тосканский, владелец знатного дома Медичи, отдал приказ организовать торжество, ради забавы, чтобы поразвлекать семью и приезжих. Общество стеклось в Палац Питти, гостей рассадили по разным сиденьям, занавес опустился,который закрывал видимость сцены (в театре ренесанского стиля занавес падал донизу, а не поднимался к верху), и после началось представление "Велья Граций" .На сцене пред глазами зрителей возникла Радуга в небе. Стиль оформления сцены представлял поляну среди леса вместе с озером и небольшим мостом.Автором содержание спектакля является господин Габриелло Кьябрера, родом из Савоны:захваченый сладострастием к Грациям, Амур оставался на вечерних гуляниях. Радуга кидает призыв для нимфа Помоны, и планирует позвать на торжество праздновать обычных смертных и нетленных. Сильваны, которые узнают от Славы, о поездке нимф, думают о том, что делать чтобы с ними сравняться в пути, а после едут с этим на велью. Тут плясали шесть дев и также шесть партнеров в масках. По окончанию их танца, в самом зале начался балет,после приостановленный несколькими интермедиями. В течении часа продолжался великолебный "Танец Граций" .Автором танца и также постановщиком был, ранее называемый Аньоло Риччи, композитором пьесы стал Лоренцино дель Лиуто, написавший божественную музыку.Занавес спустили сразу когда танец завершился, на сцене начали играть первую из интермедий , называлась она "Ревность, прогнанная Амурами" . После спектакля опять в палатах начался балет, отплясывал сам S.A.S. вместе с "спокойнейшей эрцгерцогиня", и гости двора, позванные дамы и господа. Следующая интермедия носила название "Надежда, влеченная Меркурием". Заново перед глазами зрителей возникла Радуга и запела свою оду, автором которой был Якопо Пери,получивший прозвище "Космач" (также, он являлся соавтором первой оперы в мире, которую мы знаем по названию "Дафна",сыгранную в 1598 г.). Придуманный в Флоренции stile rappresentativo благоприятствовал не только возникновению жанра исскуства dramma per musica, он также повлиял на балетные спектакли,которые были всегда в почете при дворе Медичи. Музыканты флорентийской камераты, проявлявшие активный интерес в образовании танцевальных веселий, мимо обычных хоровых видов музыки принялись размещать в спектаклях певческие выступления в речитативном жанре. Главными речитативами стали корифеи хора или участники балета,которые исполняли основные роли и были одетые в платья и маски. При этом музыка, в основном определенная для танцев, как и прежде была сопровождалась ренессансными инструментальными пьесами, типичными для лютневого репертуара шестнадцатого века.
Танцевальные представления при дворе данного периода довольно сильно были похожи на друг друга и также имели полосу структурных закономерностей. В основном спектакль начинался с музыкального номера , посвященного хвале монарху (или другого "хозяина"); середина торжества состояла из театральных выступлений, исполнявшихся известными артистами и музыкантами. В завершении спектакль устраивали огромный танец, в котором принимал участие и сам двор , состоявший из аристократов. Основа сюжета, зачастую мифологическая, сочеталась с актерским и танцевальным действием. Звук разделялся на вокальный (сольный или хоровой), а также на инструментально-танцевальный.
Содержание и целостность представления могли изменяться так как зависели от места, где проходил спектакль и своей цели.Поводом для проведения спектакля могли служить свадьбы или иные праздничные события (деторождения, церемония вступления на престол, излечение важной персоны при дворе, прибытие гостей и т.д.). Подобные представления были напрямую связаны с жизненными случаями различных дворов и присущность их к определенному виду уходила на второй план.В основном акцент становился на факте украшений и атрибутике празднований,богатстве,блеске, увеселении гостей, и только авторы представления задумывались о создании видов искусства за ради искусства.

статью предоставил технический центр