Вообще-то это была морозильная камера, припоминаю точно, это была камера Атлант.

Наверное, 155 см. высотой с семью холодонесущими полками внутри. Камера была далеко не новая и уже пару-тройку раз побывавшая в ремонте.

Началось все со звонка. Звонивший клиент сказал, что ему меня рекомендовал его приятель и спросил, смогу ли я заменить компрессор в его холодильнике. Сказал мне, что компрессор у него есть, что он купил новый белорусский 160-й компрессор, и есть большой баллон со 134 газом. Просил назвать точную цену на работу, с учетом всех наличных обстоятельств. Работы у меня как всегда было мало, и оттого договорились на 3000 руб. с годом гарантии, без гарантии на компрессор.

 

Я приехал к мастеру после обеда того же дня, и раздражение, скопившееся во время разговора, с не в меру экономным клиентом, стало постепенно таять. Мой заказчик оказался действительно мастером, но только по промке, промка это на жаргоне холодильщиков промышленные холодильники, которые используются на крупных пищевых предприятиях. Кроме того это был старик, весьма бодрый и смышленый.

И видно было, что жизнь ему никогда не давалась легко.

А более того он был очень приятным человеком. У него были понятные мне черты хорошего мастера-холодильщика. Он рассматривал мой инструмент совсем не так, как это делают другие клиенты. Он рассматривал его с завистью, с постоянными вопросами, где можно купить такую кислородную горелку, как она называется, где продаются такие шланги, манометры, муфты… Олег, так звали старика, рассматривал инструмент с болью за то, что у него никогда такого инструмента не было. Что никогда он не сможет заменить компрессор  в холодильнике какой-нибудь старушке-соседке так же как я. И дело тут не в деньгах, а в благодарности, а иногда и полном недоумении клиента.

- До Вас ко мне приходили двое специалистов, за три часа, все в мыле,  ничего сделать не смогли, взяли тысячу и ушли, плюнув в пол.

Как так получается, что через 25 минут у Вас уже все работает? И видно, что будет работать?

Невозможно объяснить процесс ремонта  клиенту так, как я понимаю сломанный холодильник сам, на уровне внутренней связи.

Объяснение приходится привести примитивное. Не просто, иногда никак невозможно, объяснить что-то очень сложное на доступном клиенту уровне.

- Я специалист именно по холодильникам данного производителя, по совпадению, очень хорошо знаю именно холодильник вашей модели.

Ребята просто запутались, пытаясь заменить компрессор в холодильнике, не увидели сразу, что таймер неисправен, потом, когда стали проверять при обратной сборке перепутали провода. Четыре разных провода на четыре конца можно одеть 16-ю разными способами. Надо точно знать как, иначе подобрать не удастся. Или надо уметь найти соответствие штекеров и проводов с помощью тестера.

А это уже работа для схемотехника. Обычный мастер не просто не умет, а его даже нельзя научить при всем желании.

Нет ничего удивительного в том, что они не смогли исправить ваш холодильник. Это необычная модель, у нее свои особенности.

Олег, в желании поменять компрессор самостоятельно, пошел на ощутимые расходы, он купил серебряный и медный припой, маповскую горелку на шланге и мап баллон с газом. Видя, как я с помощью кислорода стремительно расправляюсь с его холодильником, ругал свою новую горелку за то, что она не прогревает патрубок компрессора достаточно для того, чтобы отпаять его от труб холодильника. Горелка была не виновата, просто старик не умел пользоваться этим сравнительно новым приспособлением. Уже уходя, я научил его паять маповской горелкой. Боевой блеск был в его глазах, когда я уходил: старик не собирался сидеть дома в ожидании последнего часа.

На камере, которую я чинил, изначально был тот же самый компрессор, который и купил Олег. Купленный для холодильника компрессор оказался очень удачным: очень малошумный, что редкость для подобного компрессора. Компрессор легко впаялся, система отвакуумировалась, после заправки R270 газом, заработал прекрасно.

-Как уровень? -Спросил я Олега.

- Никогда ничего подобного я не видел. - Ответил он.